УСТАНОВЛЕНИЕ НАЧАЛА КООРДИНАТ

Время упущено, и нам уже не избежать поколенческого шторма, но мы еще можем немного отойти, чтобы смягчить удар. Для этого потребуются немалые жертвы, настоящее мастерство управления государством и новые идеи. Но прежде всего необходимо убедить страну, что нам угрожает смертельная экономическая опасность. При отсутствии согласия даже лучший план реформ обречен на провал, потому что республиканцы будут тянуть одеяло в одну сто рону, а демократы в другую.

Предыдущие главы были посвящены выяснению нашего нынешнего положения. Наш совокупный дефицит составляет 51 трлн долл., и, как будто этого недостаточно, мы еще сокращаем налоги, увеличиваем пособия по Medicare, а государственные расходы, особенно военные, растут намного быстрее, чем экономика в целом. Политическая ситуация такова, что нечего и мечтать об отмене сокращения налогов, проведенного Джорджем II, об отмене новых пособий по медицинскому обслуживанию в рамках Medicare или о сокращении военных расходов. Реально можно надеяться только на реформирование систем социального страхования и Medicare. Согласно данным Министерства финансов, необеспеченные обязательства этих двух программ составляют основную часть нашей черной дыры размером в 51 трлн долл.

Чтобы сохранить объективность, повторим сказанное в главе 3: любые оценки объема обязательств, порождаемых любой государственной программой, заведомо произвольны. Достаточно изменить названия фискальных показателей, и можно будет доказать, что эти две программы отвечают за намного меньшую и даже отрицательную долю нашего совокупного дефицита. Иными словами, оценка величины фискального разрыва (51 трлн долл.) не зависит от выбора фискальных терминов, а вот ее разбиение по конкретным программам зависит.

Комментарии запрещены.